Казанская Икона БМ
Информация о фото
Оклад иконы «Казанская Пресвятая Богородица»
Дни празднования: 21 июля (8 июля) и 4 ноября (22 октября)
Россия, Москва, последняя четверть XIX века.
Серебро (84°); золочение, штамп, резьба, чеканка, гильошировка, канфарение.
Размер: 27,0 х 22,6 см.
Мастер - Галкин Семен Григорьевич, владелец мастерской серебряных изделий. В 1890 году был основан Торговый дом, фабрика золотых и серебряных изделий «Галкины Семен и Петр Григорьевичи бр.». Встречается до 1917 года. Фирме заказывали оклады на иконы «по вашему усмотрению» петербургский фабрикант серебряных изделий А.Б.Любавин и известные московские фирмы О.Ф.Курлюкова и Н.М.Постникова, что является свидетельством признания профессиональных достоинств фирмы, ее авторитетного мастерства. Привлекая для работы известных ювелиров, фирма убедительно демонстрировала индивидуальное творчество, самобытное искусство, ориентированное на выдающиеся художественные образцы древности.
Оклад иконы «Казанская Пресвятая Богородица» - совершенный образец безукоризненно точного и чистого технологического повторения художественного образца мастера.
Описание оклада. Оклад скрывает все доличное иконы. Орнаментальный декор рамы оклада состоит из стилизованной спирали в виде вьющегося стебля с проросшими пальметтами внутри и стилизованными криновидными соединениями, является творческим вариантом развития древнейшей мировоззренческой идеи, связанной с глобальным универсальным образом мировой мифологии - Мировым Древом - Древом Жизни. Символическая трактовка данного орнаментального образа - это художественное воплощение идеи бесконечного развития бытия через сакральный мировоззренческий миф «Рождения», трансформирующий в Христианство такие символические понятия как: человеколюбие, верность, любовь, доброта как суть Истины. С декоративной точки зрения орнаментальное украшение рамы исполнено изящно, умно, оригинально. Наугольники рамы фигурной формы в виде сложного переплетения из завитков и трилистников. По краям рамы тугой витой жгут. На нижней полосе рамы табличка с именующей надписью: «Казанская Пресвятая Богородица» (передана в современной литературной транскрипции). Уборок оклада гладкий, ступенчатый. Фон - «свет» оклада декорирован гильошированным зигзагообразным орнаментом, создающим сплошную «многоструйную» поверхность. Этот орнаментальный мотив восходит к древнейшему мировоззренческому символу небесной воды, космологическая знаковость которого в христианском искусстве объясняет идею сакральной чистоты. Символически трактованный фон оклада объясняет священный образ Богоматери, давшей миру Спасителя, через смерть и воскресение сохранившего в христианском миропонимании жизнь Вечную. Риза, закрывающая одежду Богоматери, в виде мафория с пластической моделировкой складок и фактуры, украшенного резными цветочными композициями по всему полю, пояском двойной спирали по краю и горловине рубашки. Кайма, имитирующая бахрому, составленную из различных по фактуре нитей, завершает декоративное убранство канонического облачения Богоматери. Гиматий и хитон Младенца Христа гладкие с пластической моделировкой складок и фактуры.
По краям гиматия, рукава и горловине хитона - узкие полосы спиралевидного узора. Венцы Богоматери и Младенца Христа украшены рядами волнообразного зигзага, зигзага-шеврона и ромбовидного мотива, с ажурным фигурным краем в виде стилизованного орнамента чередующихся «сердец» с кринами внутри, олицетворяющих духовное единство истинного воплощения. Венец Младенца Христа крестообразно разделен сегментами с двумя греческими буквами из монограммы Христа, в полном переводе означающими «Сущий». Появление в христианском искусстве космологических образов носило характер «перепосвящения». Через христианские символы сакральная образность древнейших мотивов получила свою совершенную, законченную смысловую декоративность. Орнаментальный репертуар оклада иконы «Казанская Пресвятая Богородица» демонстрирует символическую содержательность христианского искусства, через художественный образ объясняет идею Вечного прославления.
Драгоценное украшение иконы «Казанская Пресвятая Богородица» - это стилизованный вариант христианской эстетики, обогащенный логикой и гармонией древнейшего мировоззрения, особенностью которого является убедительная простота объяснения Истины. Обращение русского искусства в конце XIX века к исторической стилистике объясняется стремлением соответствовать древним художественным и духовным традициям в связи с идеей духовного возрождения России.
Скрывающий святыню оклад, одновременно, способствовал прославлению иконы. Драгоценный материал и изысканное декоративное убранство оклада соответствует драгоценному изображению - символическому определению святости. Изысканная символическая интерпретация драгоценного убранства представленного оклада иконы - это художественно выразительный образец обращения к традиционной ювелирной манере русского церковного и драгоценного искусства в конце XIX века, времени, когда новое художественное мировоззрение и религиозная духовность трактовались в соответствии с техническими возможностями профессионального мастерства. Эстетическую самобытность оклада определила стилизация древнерусских образцов, формулирующих византийский вариант христианского начала в русском церковном искусстве. Оклад - художественное воплощение идеи. «Только идея - душа творчества - остается бессмертной, формы же, в которых она воплощается, меняются в каждом новом времени, согласовываясь с его модой и интересами», обновляются в соответствии с новыми идеалами и эстетическими вкусами. Религиозное искусство в конце XIX века, обогащенное новыми образцами для достойного служения алтарю Православной церкви, воссоздавало христианские художественные традиции. Как обновленный стилистический вариант русского золотого и серебряного дела, оклад иконы «Казанская Пресвятая Богородица» демонстрирует одновременно творческое использование национальных традиций ювелирного мастерства и профессиональных новаций, согласованных с модными интересами времени.
Представленный оклад иконы - это высокопрофессиональный образец историко-художественного мировоззрения, формулирующего религиозную духовность современного ему русского общества. Исключительное качество технологического исполнения, яркая выразительность художественного языка, изобретательная трактовка древних образов характеризуют оклад как достойное внимания произведение церковной торевтики в русском золотом и серебряном деле конца XIX столетия. Имеет историко-художественное и музейное значение.
Комментарии к фото
Комментариев к фото ещё нет. Оставьте первый отзыв!