Казанская Икона БМ
Информация о фото
Икона. Богоматерь Казанская, в окладе
Дни празднования: 21 июля (8 июля) и 4 ноября (22 октября)
Около 1868 года. Москва. Дерево, грунт, масло; бархатная рубашка. 22,5 х 18 (в окладе). Оклад. 1868 год. Москва. Мастерская Ф.А.Строганова. Серебро, золочение, штамп, чеканка, гравировка, канфарение, гильошировка, просечка, монтировка.
Клейма на венце слева и внизу на изображении мафория: городское Москвы «Георгий на коне, едущий вправо» (типа № 2015); проба серебра «84»; пробирного мастера А.Свечина -«А-С» (работал в Москве в 1862-1875 гг.) с датой 1868г.; владельца серебряного заведения Строганова Федора Афанасьевича «ФС», работавшего в 1858-1897 гг. (типа № 2973, Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 2003). Произведения мастерской имеются в собрании ГИМ.
Описание. На обороте по бежевому бархату надпись чернилами в несколько строк: «Сия икона дадена вблагословление родителями в.х.г.к.Смирновыми Елизаветы [........] хранит. Вас icx», которая свидетельствует, что этой иконой благословила свою дочь чета Смирновых. Икона сделана под оклад. Живопись иконы видна только через прорези для ликов и рук. Манера письма иконы «академическая», то есть мастер использует условную светотень для передачи объема, определенный тип ликов - «идеальный», отражающий эстетические вкусы своего времени. Лики написаны тонко, с мягким переходом от теневых частей к освещенным. Оклад сделан из тонкого цельного листа серебра, состоит из двух частей: собственно оклада и сдвоенного венца. Оклад точно повторяет композицию иконы. Для ликов и рук сделаны прорези. На нем представлено погрудное чеканное изображение Богоматери и Младенца Христа, благословляющего предстоящих правой рукой и держащего свиток в левой, Его правая рука прикрыта гиматием. Голова Марии слегка повернута вправо и чуть наклонена. Это традиционное изображение «Богоматери Казанской».
Мафорий Богоматери у ворота раскрыт, ворот платья орнаментирован. Мафорий декорирован крупными стилизованными растительными мотивами, что имитирует богатую ткань типа аксамита, звезды на челе и плече невысокого рельефа. Ризы Богоматери и Христа имеют выразительное пластическое и декоративное решение. Сдвоенный венец имеет рисунок в виде лучей и фестончатое обрамление. Фон украшен мелким чеканным растительным орнаментом в виде вьющегося побега по канфаренному фону.
Датировка и атрибуция. Проведенное визуальное и историко-культурное исследование позволяет говорить о том, что данная икона была написана профессиональным московским иконописцем под оклад, в условно академической манере. Как это обычно бывает в произведениях церковного искусства, лики Богоматери и Спасителя очень выразительны. Оклад принадлежит к типичным произведениям 60-70-х гг. XIX в., выполненным в стиле «второго барокко». Преизбыточный, но при этом изящный растительный декор фона оклада, эффектная орнаментика риз Богоматери и Христа, выразительное пластическое решение показывают руку опытного художника.
Икона «Богоматерь Казанская» около 1868 г., в серебряном окладе мастерской Ф.А.Строганова, представляет собой выразительный ансамбль, который имеет историко-культурное и музейно-коллекционное значение.
Комментарии к фото
Комментариев к фото ещё нет. Оставьте первый отзыв!