Икона Образ Покрова Пресвятой Богородицы
Информация о фото
Икона Образ Покрова Пресвятой Богородицы
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1/ 14 октября
XIX в. Новозыбково (Брянской обл.) Доска, ковчег, две сквозные врезные шпонки.
Левкас, паволока не просматривается. Темпера, золото.
Строго симметричная двухярусная композиция изображена в разрезе церкви Богородицы во Влахернах (Константинополь). В центре сложной композиции в самом средоточии в овальной золотистой Славе («мандорле») представлена Богоматерь в полный рост в позе Оранты, держащая в руках Своих благодатный покров. Она стоит в окружении ангелов «Господних» числом семь. Над ними два парящих ангела поддерживают красный расшитый звездами покров. По обе стороны от Богородицы - Церковь небесная: пророки, святители, мученики… Среди них Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. На нижнем ярусе, отделенном от верхнего серо-голубыми облаками, представлен развернутый сюжет «Чуда с Романом Сладкопевцем». В центре на амвоне — Роман Сладкопевец, воспевающий Богородицу. Он облачен в красный стихарь с золотым оплечьем и золотым подольником, в руках у него развернутый свиток с текстом сочиненного им кондака: «Дева днесь Пресущественного рождает…» Справа от Романа стоит полуобнаженный Андрей Юродивый, указывающий своему ученику Епифанию на созерцаемое им чудо - явление Богоматери на воздухе «с пророками, апостолами и чинми ангельскими» (Жития святых 1904, стр.73). Слева от них за колонной в отдельном сегменте - «Явление Богородицы Роману Сладкопевцу». Слева на круглом постаменте представлен Константинопольский патриарх Геннадий поддерживаемый с обеих сторон епископами; спарва от них под пурпурным с золотом киворием стоят царь Лев и царица Феофания. На самом верху в купольном полукружье в круглой золотой Славе («мандорле») на парящих облаках Тот, к Кому обращены все взоры и все моления, — образ Спасителя. Облачение Богоматери: синий хитон, красный мафорий и темные сапожки. Христос облачен в розовый хитон и красный гиматий обильно пробеленные золотом. Плащи, рясы, хитоны, гиматии святых ангелов и молящихся в основном красного, розового, зеленого и синего цветов. Объем одежд моделирован высветлениями «в краску» с темными «притинками» складок и золотыми пробелами. Карнация исполнена светло-коричневой охрой по оливковому санкирю тонкими плавями разбеленной краской основного тона. Объем подчеркнут белильными пробелами на веках, на линиях и крыльях носа. Волосы формированы штрихами светло-серой и черной краски. Руки обведены темным контуром. Архитектурный стаффаж состоит из высокой трехнефной постройки, которую фланкируют по бокам белоснежные колокольня и баптистерий. Нимбы золотые с белильной обводкой, средник отделяет от полей киноварная рамка. Поля золотые, опушь красно-синяя с белильной обводкой. Надписи на нимбах выполнены черным полууставом, читаются свободно. Надпись на верхнем поле выполнена вытянутым полууставом киноварью: ОБРАЗ ПОКРОВА ПР(ЕСВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРОДИ)ЦЫ. Икона декоративна. Колорит построен на соотношении контрастных цветов. Обильное применение золота придает иконе праздничное «звучание».
Иконография.Покрова Пресвятой Богородицы связана с рассказом о явлении Богоматери Андрею Юродивому (в Хв.) в храме Богоматери во Влахернах близ Константинополя, где по преданию хранился мафорий (плащ, покрывающий голову) Богородицы, принесенный из Иерусалима. Находясь в храме во время богослужения, Андрей, с которым был и отрок Епифаний, увидел Богородицу. С ней явились Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и много других святых. Богородица, помолившись вместе со всеми, сняла с себя мафорий и простерла его над молящимися с благословением. Основой композиции нижнего яруса послужил другой сюжет: «Чудо возвращения голоса Роману Сладкопевцу», произошедшее во время торжественной службы в константинопольском храме св. Софии в присутствии императорской семьи, придворных и др. Оба сюжета - «Покрова Богоматери» и «Чудо с Романом Сладкопевцем», по мнению академика И.Грабаря, первоначально изображались отдельно, но поскольку дни памяти «Покрова» и Романа следует по церковному календарю один за другим (1 и 2 октября), то произошла контаминация обеих сцен. Это мнение оспаривает Э.С.Смирнова (Смирнова. «Живопись Великого Новгорода», Москва 1976г., стр. 224), считая, что включение фигуры Сладкопевца придает композиции не иллюстративное, а «общественно-символическое значение, подчеркивая тему прославления Богоматери». В России иконография «Покрова» существует, в основном, в двух вариантах: «Новгородский вариант» с изображением только Богоматери и «суздальский» («среднерусский») с дополнительным изображением Романа Сладкопевца-творца кондаков в честь Богородицы. Появление «новгородского» варианта относится к XIV в., «суздальского» - к XV в. Данная икона относится к «суздальскому» изводу.
Комментарии к фото
Комментариев к фото ещё нет. Оставьте первый отзыв!